5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.
Содержание
1. Физическое развитие
Рост и вес детей 5 лет
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
110,0 | 109,4 |
Вес (кг) | |
18,3 | 18,2 |
Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.
1.1 Моторное развитие
Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.
Перестраиваются сердечно — сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.
1.2 Навыки самообслуживания
К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.
2. Физическое развитие
Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.
Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.
В мышлении:
Девочки | Мальчики |
— мыслят более точно и целостно; — больше конкретизируют; — внушаемы; — тщательны в мелочах; — подробно излагают; — субъективны в оценках произошедшего; — все неизвестное вызывает настороженность; — при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации. | — видят суть; — производят обобщения; — любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное; — почти не обращают внимания на качество выполнения; — незнакомые ситуации воспринимают позитивно; — любят разнообразие; слабо организованы. |
Речь:
Девочки | Мальчики |
— имеет предметно-оценочный характер; — наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями. | — наполнена глаголами и междометиями; — используются обобщения. |
В применении норм поведения:
.
Девочки | Мальчики |
— с удовольствием подчиняются общепринятым правилам; — любят подражать авторитетным для них взрослым; — любят брать на себя роль наставников; — быстро адаптируются к новой обстановке. | — не придерживаются авторитетов; — преобразовывают все вокруг себя; — неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности. |
3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок
3.1 В области «Окружающий мир»
Знает:
- свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
- название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
- о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
- виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.
Умеет:
- определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
- делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).
3.2 В области элементарной математики:
К пяти годам ребенок научился:
- сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
- различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
- называть времена года, их признаки, последовательность.
Чему следует научиться.
Сформировать понятия:
- о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
- о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
- о еще одной геометрической фигуре – овал.
Научиться:
- уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
- отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
- познакомиться с цифрами от 1 до 9;
- понимать, как составить число 5 из единиц;
- соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
- выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
- сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
- проверять сравнение путем наложения и приложения;
- ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
- называть времена года, части суток, дни недели.
В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.
3.3 В области развития речи
К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.
Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.
Пятилетка может:
- называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
- рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
- заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
- исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
- составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
- подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
- определять место звука в слове;
- сравнивать слова по длительности;
- на слух определять слово с заданным звуком;
- принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
- высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
- в разговоре использует все части речи;
- подбирает к заданному существительному прилагательные;
- находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).
Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:
- «Подбери вопрос — кто? или что?» на определение живого и неживого;
- «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
- «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
- «Письмо бабушке» — составление связного рассказа;
- «Огород» — классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
- «Подбери красивые слова» — подобрать прилагательные к существительному «яблоко» — красное, круглое, вкусное, полезное;
- «Путешествие в азбуку» — знакомство с буквами.
Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.
Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.
Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.
Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.
4. Социализация
В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.
Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.
Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.
Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:
- собрать постель;
- посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
- оплата мелких покупок;
- уход за питомцами (кормление и уборка);
- помощь в сервировке стола;
- помощь в уборке чистого белья в шкаф;
- полив домашних растений;
- умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.
5. Изобразительная деятельность
Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.
В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).
Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.
Юный художник может:
- задумывать сюжет и название своему рисунку;
- пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
- использовать цвет для передачи настроения;
- передавать форму и цвет предметов в рисунке;
- композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
- смешивать цвета;
- ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
- конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
- соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.
6. Музыкальное творчество
Музыка вызывает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, народные песни.
Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением характер музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».
Пятилетки играют на детских музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Яркой иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.
7. Режим дня
Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).
8:00-8:15 | пробуждение, гигиенические процедуры |
8:15-8:45 | утренняя зарядка |
8:45-9:15 | завтрак |
9:15-10:30 | развивающие занятия |
10:30-12:00 | прогулка |
12:00-12:30 | подготовка к обеду |
12:30-13:00 | обед |
13:00-15:00 | сон |
15:00-15:30 | подъем, одевание, гигиенические процедуры |
15:30-16:00 | игры, общение с взрослыми |
16:00-16:30 | полдник |
16:30-18:30 | прогулка |
18:30-19:00 | игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов |
19:00-19:30 | ужин |
19:30-20:30 | общение с взрослыми, чтение книг, игры |
20:30-21:30 | водные процедуры, подготовка ко сну |
21:30-8:00 | ночной сон |
8. Питание
Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.
Примерное меню на 3 дня
Понедельник
Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.
Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.
Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.
Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.
Вторник
Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.
Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.
Полдник: пирожок с повидлом, молоко.
Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.
Среда
Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.
Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.
Полдник: ватрушка, молоко.
Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.
Что почитать
На нашем сайте есть много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:
Спасибо за то, что эту информацию как-то упорядочили, потому что очень тяжело найти где-то что-то конкретное. Могу сказать что у нас развитие идёт очень даже хорошо, но я ещё и Витамишки Мульти даю. Они содержат йод, холин в составе благодаря которым ребёнок проще воспринимает любую поступающую информацию.
Ну в 3 года я бы конечно не заморачивалась…вот уже перед школой конечно должны быть какие-то навыки, чтобы обучаться было ребёнку проще. Мы даём полезные жиры для общеразвивающего момента. Например бэби формула омега-3 в форме рыбок нравится и ребёнку по вкусу, и мне по качеству.