Малыш стремительно растёт, радует новыми навыками и открытиями. Задача родителей – не только поддерживать ребёнка и создавать для него благоприятную среду, но и контролировать соответствие физических и умственных показателей общепринятым стандартам. Чтобы знать, что кроха развивается гармонично и своевременно, следует рассмотреть подробно развитие в полтора года и все его главные аспекты.
Содержание
Физические параметры
Начать стоит с физических параметров. Их обычно измеряет педиатр в детской поликлинике, но мама или папа может провести замеры самостоятельно в домашних условиях с помощью ростомера, детских весов и сантиметровой ленты.
Установлены усредненные значения для основных параметров. Средний вес ребенка варьируется от 10,2 до 11 кг, рост – от 80 до 82,5 см, обхват грудной клетки – от 50 до 50,5 см, а окружность головы – от 46 до 47,5 см.Это среднестатистические показатели, но нормы для мальчиков и девочек несколько различаются. В таблице ниже приведены значения для девочек и мальчиков:
.
Оцениваемый параметр | Значения для мальчиков (границы норм) | Значение для девочек (границы норм) |
Рост | От 76,8 см до 87,8 см | От 74,8 см до 86,6 см |
Масса тела | От 8 кг 800 г до 13 кг 700 г | От 8 кг 100 г до 13 кг 300 г |
Обхват грудной клетки | От 47,3 см до 54 см | От 47,7 до 53 см |
Окружность головы | От 44,6 см до 50 см | От 43,4 см до 49 см |
Физические навыки
Физическое развитие в полтора года проходит стремительно: малыш крепнет, осваивает новые навыки, демонстрирует способность лучше владеть своим телом и контролировать движения.
Полуторагодовалый ребёнок должен уметь:
- уверенно стоять на ногах;
- хорошо ходить и пытаться бегать;
- перемещаться, обходя либо перешагивая предметы;
- уверенно идти, удерживая что-то в руках;
- садиться на стульчик и вставать с него без поддержки;
- забираться на диван (кресло, стул) и самостоятельно слезать с него;
- подниматься по небольшим ступенькам и спускаться с них (держась за перила, за руку взрослого либо самостоятельно);
- играть с мячом: бросать его вверх или вниз, пинать ногами;
- приседать и спокойно подниматься с корточек;
- наклоняться вперед за предметом, брать его с пола;
- вставать на носочки, пытаясь достать до чего-то;
- менять направления движения;
- поворачиваться в разные стороны.
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 — 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Бытовые навыки
В возрасте 1,5 лет ребенок должен развиваться и начинать осваивать первые бытовые навыки. К ним относятся:
- удерживание ложки и попытки самостоятельно есть;
- питьё из детской кружки;
- спокойное реагирование на проведение гигиенических процедур, попытки участвовать в них или выполнять какие-то действия самостоятельно;
- попытки самостоятельно раздеваться (частично);
- поиски вещей или предметов, нужных для тех или иных процедур (одежды, полотенца, зубной щетки);
- выполнение простых просьб (принести что-то, подать, положить);
- освоение горшка (сообщения о желании опорожниться или оповещении об уже произошедшем опорожнении).
Полуторагодовалый малыш стремится активно участвовать в поддержании быта, повторять за родителями. Он может пытаться протирать пол тряпкой, убирать игрушки в корзину и выполнять другие повседневные рутинные действия.
Поведение
Поведение ребенка в полтора года меняется. Он становится очень любопытным и стремится всегда и везде познавать мир, узнавать что-то новое и неизведанное. У малыша отсутствует инстинкт самосохранения, он не осознаёт угроз и может подвергать себя опасности. Родителям стоит быть внимательнее и осторожнее.
В полтора года ребёнок ещё не понимает запретов и делает то, что хочет здесь и сейчас. Чтобы прекратить опасное или потенциально угрожающее действие, нужно либо установить близкий контакт и отвести кроху в сторону, либо переключить внимание на что-то другое (не менее интересное и при этом безопасное).
Малыш начинает проявлять самостоятельность и пытаться выполнять привычные действия без посторонней помощи. Он уже умеет демонстрировать своё настроение, эмпатию (сопереживание), симпатию или неприязнь, недовольство. Также в полтора года ребенок может капризничать по разным поводам (чаще всего из-за запретов родителей делать что-то интересное). Некоторые малыши охотно делятся или обмениваются игрушками, другие же, напротив, проявляют чувство собственности.
Ребенок активно подражает взрослым жестами, действиями и их последовательностями, мимикой или звуками. Он общителен, учится контактировать и взаимодействовать с окружающими, причем не только с родными, но и с незнакомыми людьми. Кроха стремится находиться в центре событий и пытается включаться в них. И всё же малышу пока ещё важно осознавать и ощущать поддержку или присутствие родных, привязанность к которым очень сильна.
Различия между девочками и мальчиками
Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.
Рассмотрим основные различающиеся параметры:
- Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
- Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
- Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.
Примерный режим дня
В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.
В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:
Время | Действия |
8:00 | Пробуждение |
8:00-8:30 | Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов) |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-12:30 | Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия |
12:30-13:00 | Подготовка к обеду и обед |
13:00-16:00 | Подготовка ко сну, дневной отдых |
16:00-16:30 | Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи |
16:30-19:15 | Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями |
19:15-19:45 | Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи |
19:45-20:15 | Общение с членами семьи в спокойной обстановке |
20:15-20:45 | Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы |
20:45-21:00 | Вечерний ритуал перед отходом ко сну |
21:00-8:00 | Ночной полноценный сон |
Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.
Особенности сна
Сон крохи в год и 5 месяцев (или 6) длится около 12 — 14 часов. Дневной отдых в этом возрасте обычно единственный и продолжается два-три часа (возможен двукратный вариант – по 1-1,5 часов). Ночью малыш спит 10-11 часов.
В полтора года ребенок способен спать один в своей кроватке в спальне родителей или в собственной детской комнате. Он уже не просыпается ночью, а если и пробуждается, то в норме самостоятельно засыпает и не проявляет беспокойства. Некоторые мамы и папы практикуют совместный сон, и он допустим, если приемлем и комфортен для всей семьи.
В полтора года могут возникать трудности с засыпанием, связанные с повышенной активностью. Чтобы решить такую проблему, нужно стараться перед отдыхом успокаивать ребёнка, настраивать его на сон, выбирать спокойные и тихие игры, не возбуждающие нервную систему.
По-прежнему важен ритуал – особая последовательность действий, которая вселяет уверенность и сообщает о приближающемся сонном периоде. Он может включать купание и чистку зубов, укладывание в кровать и приглушение света, чтение книги или пение колыбельной, поглаживания по голове, выключение осветительного прибора (можно оставлять неяркий ночник) и выход родителя из спальни.
Питание
В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.
В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая |
Обед | 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов |
Полдник | 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов |
Ужин | 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока) |
Прогулки, подвижные игры и гигиена
Игры в полтора года являются эффективным способом познавания мира и освоения новых навыков. С малышом можно играть в прятки, мяч, куклы и машинки, безопасные мягкие и подходящие по возрасту развивающие игрушки, в поиски разных предметов, подражания животным. Также ребенку понравятся ритмичные танцы. А ещё в таком возрасте можно приучать к гимнастике, но упражнения должны быть понятными, простыми и безопасными.
Гулять следует ежедневно по одному или два раза, если погода позволяет. На улице разрешайте малышу трогать новые предметы, рассказывайте о происходящем, посещайте детские площадки и новые места.
Что касается гигиены, то малыша следует приучать к утренним умываниям, мытью рук после выходов на улицу и перед приёмами пищи, к вечерним купаниям, чистке зубов, а также к использованию собственных гигиенических средств и предметов (щётки, полотенца).
Развивающие занятия
Развивающие занятия должны быть ежедневными, комфортными, непринужденными и интересными для малыша. Можно заниматься:
- лепкой из безопасного мягкого пластилина или кинетического песка;
- рисованием (мелками, пальчиковыми красками, восковыми карандашами);
- сортировкой предметов по разным параметрам;
- играми с пирамидками, сортерами, матрешками, простыми пазлами, кубиками;
- изучением карточек с разными изображениями;
- игрой на детских музыкальных инструментах;
- перебиранием предметов разных форм под присмотром взрослого (подойдут прищепки, заколки, пуговицы, крупы);
- отбором определенных предметов (по просьбам мамы или папы);
- изучением разных цветов и фактур.
Чтобы ваш ребёнок в полтора года развивался гармонично, контактируйте с ним непрерывно и занимайтесь постоянно. Больше разговаривайте с дочкой или сыном, вовлекайте в беседы. Хвалите кроху за достижения, помогайте и позволяйте принимать самостоятельные решения. Давайте малышу время для самостоятельных занятий и игр. А ещё чаще демонстрируйте поддержку, заботу, ласку и любовь.
Что почитать
Посмотрите другие интересные статьи для молодых родителей на нашем сайте: