Ребенок в возрасте 1 год и 7 месяцев преодолел важный рубеж, перешагнув за черту 1,5 года. Он вполне самостоятелен и активно осваивает окружающее пространство.
Содержание
1. Физическое развитие
Морфологические показатели (рост, масса тела) увеличиваются уже не так стремительно, как на первом году жизни, но темпы роста остаются быстрыми. Психофизическое становление девочек происходит более быстрыми темпами.
Антропометрические данные детей в возрасте 1 год 7 месяцев. Девочки и мальчики
.
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низкий – 77,7 (крайне низкий) | низкий – 72,8 (крайне низкий) |
средний – от 80,5 до 86 (норма) | средний – от 78,8 до 84,7 |
высокий – 91,5 | высокий – 90,6 |
Вес (кг) | |
низкий – 8,0 (крайне низкий) | низкий – 7,3 (крайне низкий) |
средний – от 10,0 до 12,5 | средний – от 9,2 до 11,8 |
высокий – 15,6 | высокий – 15,4 |
1.1. Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев
Маленький человечек самостоятельно ходит, бегает, любит преодолевать препятствия. Движения стали более координированными, он любит играть в подвижные игры. Любимая игра – это игра с мячом. 70% времени бодрствования у детей такого возраста уходит на активные движения.
Кроме этого малыш:
- уверенно сидит на стульчике;
- может самостоятельно сесть и встать со стульчика;
- держит равновесие во время ходьбы и бега;
- может переступать небольшие препятствия (кубики, игрушки);
- выполняет простейшие физические упражнения – наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания;
- поднимается по лестнице без помощи:
- спускается по лестнице с помощью взрослого;
- поднимается ножками по наклонной поверхности при поддержке взрослого;
- поднимается ползком по наклонной поверхности самостоятельно;
- начинает учиться (уже умеет) подпрыгивать на месте и с продвижением вперед.
При этом он нарочно выбирает себе пути с препятствиями – горками, ямками, с удовольствием перешагивая их.
Задача родителей – удовлетворять потребность малыша в активном движении. Стимулируя желание заниматься упражнениями, родители сформируют у своего чада интерес и потребность к физкультуре.
Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т. п.
1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 19 месяцев
Навыки самообслуживания:
- пытается самостоятельно (а некоторые уже умеют) кушать, пользуясь ложкой;
- пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
- умеет пользоваться зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
- испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
- пробует причесываться;
- умеет пользоваться горшком;
- пытается самостоятельно одеваться и раздеваться;
- если чувствует, что ему жарко, то требует снять с него одежду;
- пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.
Происходит социализация. Кроха начинает общаться со сверстниками на своем, инопланетном языке. Это очень способствует и развитию речи.
2. Интеллектуальное развитие
В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И хотя до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.
На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные действия. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных действий он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.
В этом возрасте малыш:
- знает свое имя;
- подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
- на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не произошло;
- знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
- знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
- различает (не называя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
- различает размеры предметов – большой и маленький;
- различает форму предметов и игрушек;
- складывает башню из кубиков;
- любит «читать» книжки.
В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по типу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в жизни маленького исследователя.
Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных животных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с буквами.
Полезные игры для развития мышления ребенка:
- пазлы из 2 частей,
- сортировщики по цвету, размеру и форме,
- парные картинки, матрешки.
- картинки – вкладыши,
- конструкторы,
- магнитная рыбалка,
- мозаика,
- различные коробочки для открывания и закрывания,
- простейшие лото.
2.1. Продуктивная деятельность
Рисование, лепка и аппликация – любимые занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные линии. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Ветер».
Для изодеятельности используются:
- акварель и гуашь,
- штампики,
- губки,
- зубные и другие щетки,
- толстые палочки, обмотанные ватой,
- ватные диски.
Постепенно ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.
В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать учить юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).
3. Эмоциональное развитие
Нервная система карапуза находится в стадии формирования. Она лабильна. Процессы возбуждения и торможения не до конца сбалансированы. Малыш не может контролировать эмоции самостоятельно.
Если что-либо ему не нравится, он не умеет выразить это при помощи слов. «На помощь» приходят плач, истерики, капризы. Истерики могут происходить и по причине переутомления или перевозбуждения, неудовлетворения физиологических потребностей (ребенок голоден).
Следует отличать требования от капризов.
Каприз – это реакция ребенка, который знает, что таким способом может добиться желаемого от взрослых. Капризы являются следствием неправильного поведения родителей: отсутствие единых требований и потакание малейшим желаниям чада. Капризы могут возникнуть в том случае, когда ребенок не знает, чего он хочет.
Каприз также надо отличать от требования, которое необходимо удовлетворить. Если законное желание (переодеть, накормить) в течение долгого времени игнорируется, то может произойти истерика.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Попытайтесь переключить внимание крохи. Причем таким тоном, как будто вы преподносите сюрприз. Говорить можно все что угодно. «Ого! Какая красивая бабочка прилетела». Можно предложить прислушаться «Т-ссс! Слышишь шорох? Это мышка бежит».
СОВЕТ ВТОРОЙ. Попробуйте не реагировать. Ребенок успокоится, если не увидит реакции на истерику. Следует вести себя последовательно. В противном случае капризы могут перерасти в капризное поведение, с которым справиться будет гораздо сложнее.
Задача родителей – создать все условия для стабильного развития нервной системы ребенка и избегания эмоциональных взрывов.
4. Речевое развитие
Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».
Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.
Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.
Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.
4.1. Гендерные различия в развитии речи
Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.
4.2. Игры и упражнения для развития речи
В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются. Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша.
Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.
Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.
Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.
Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.
5. Режим дня
Соблюдение режима – главнейшее условие детской жизни. Только строго соблюдая распорядок дня, можно воспитать здорового ребенка. Значение режима в том, что он уберегает детскую нервную систему от переутомления, формирует устойчивость организма к воздействию отрицательных факторов.
Примерный распорядок дня ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет
Время | Режимные моменты |
8:00 | подъем |
8:15 | утренние гигиенические процедуры, гимнастика |
8:30 | завтрак |
9:00 | игры, занятия, упражнения |
10:00 | прогулка |
11:30 | возвращение с прогулки, подготовка к обеду |
12:00 | обед |
12:45 | дневной сон |
15:00 | пробуждение от дневного сна, гигиенические процедуры |
16:00 | полдник |
16:30 | игры, занятия, упражнения |
17:30 | прогулка |
19:00 | ужин |
19:30 | игры, занятия, упражнения |
20:30 | вечерние гигиенические процедуры |
21:30 | ночной сон |
Время, уделяемое для бодрствования, составляет половину суток. Непрерывное бодрствование должно занимать около 4-5 часов, питание четырехразовое (возможны перекусы) и интервалами между приемами пищи в 3,5 – 4 часа.
Дневной и ночной сон занимают около 12 часов, причем спать днем следует не менее двух часов.
6. Питание
Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.
Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.
Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
1-й | Яйцо отварное Икра кабачковая Напиток Хлеб, масло | Салат из свеклы отварной с зеленым горошком Суп картофельный с гренками на мясном бульоне Котлета говяжья с подливой Вермишель Хлеб Кисель ягодный | Булочка домашняя с вареньем | Зразы картофельные с мясом и подливой Хлеб Напиток |
2-й | Каша молочная овсяная Напиток Хлеб Масло Сыр | Салат из огурцов Борщ со сметаной Гуляш из говядины с рисом Хлеб Компот из сухофруктов | Творожно-морковная запеканка с повидлом Кефир | Котлета рыбная Капуста тушеная Хлеб Напиток |
3-й | Каша молочная пшенная Напиток Хлеб Масло Сыр | Салат из моркови Суп с фрикадельками Картофель тушеный с куриной грудкой Компот из яблок Хлеб | Омлет с зеленым горошком Напиток Хлеб | Овощное рагу с телятиной Хлеб Напиток Печенье |
Что почитать
Посмотрите и другие полезные статьи для молодых родителей на нашем сайте:
шЯщК
йбаЩ
ХС
ВйШ
Р
зЖфя