Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у своих детей какого-либо уважения к взрослым. Очень часто встречается, что они и сами не являются авторитетом для своего чада. Он уже не слушает ни тебя, ни других, становится просто неуправляемым. На него жалуются учителя, преподаватели, а твои родственники во время семейного ужина озадаченно улыбаются и косо смотрят в вашу сторону.
«Как научить ребенка уважать старших?» или «Что делать, если ребенок не уважает взрослых?» — это одна из вечных проблем «отцов и детей», которую можно решить, если придерживаться некоторых рекомендаций психологов в воспитании. Давайте подробно разберем их.
Содержание
Будьте авторитетом
Авторитет и уважение стоят на одной чаше весов в обществе. У детей точно так же. Но сам по себе авторитет не приходит, его приобретение — это кропотливый труд отца и матери.
Авторитетность родителей в глазах ребенка складывается из их отношения друг к другу, к родным, близким, окружающим, из их поведения в кругу семьи, в обществе. Он все это видит и искренне принимает.
В первую очередь, надо с уважением относиться друг к другу и окружающим, избегать всевозможных конфликтов в присутствии детей. У ребенка со временем сформируется аналогичный шаблон поведения и слово «уважение» будет для него не новым.
Родительское слово должно быть неоспоримо, как закон. Для этого необходимо исполнять свои обещания. Пообещали купить игрушку – покупайте. Сказали: «накажу», — наказывайте. Даже, если будет жалко или нет желания, или давно уже простили.
Сложно?
Да. Зато вы будете для него авторитетом, а ваше «слово» будет иметь вес.
Не наказывайте и не унижайте прилюдно
Прогуливаясь по торговому центру в выходной день, часто наблюдаешь картину, как сначала из-за угла доносится громкий детский рев и крик взволнованной мамы, потом появляется «счастливая семейка».
Возможно, малыш устроил истерику, и мать ничего не смогла больше придумать, как высказать все свое возмущение на глазах у случайной публики. Может просто баловался, а родители решили немедленно его воспитать «по всей строгости закона».
В любом случае это не лучшее решение для взрослого. Крики в присутствии посторонних не возвысят вас ни в глазах окружающих, ни в глазах ребенка. Он будет чувствовать публичное унижение и обиду. Такой сценарий может повторяться дальше до бесконечности.
Лучший вариант, сказать: «Будешь баловаться, придем домой, я тебя накажу».
В ответ он может сделать вид, что не слышал, и продолжить веселиться вам наперекор. Через какое-то время он успокоится, и вы сможете спокойно продолжить прогулку. В любом случае, по приходу домой нужно выполнить свое обещание.
В следующий раз ваше дитя будет более благосклонно и исполнительно относиться к вашему замечанию о поведении.
Хотите, чтобы ребенок уважал старших, уважайте его сами.
Два родителя – одно мнение
Любой человек в рассказе о своей семье может сказать, что у нас мама, допустим, очень строгая, а папа добрый, или наоборот. Да, так случается. У всех разные характеры, все в разной степени принимают участие в воспитании детей.
Несмотря на это, ребенок должен понимать, что у родителей всегда одно мнение и решение. Если тебя похвалил, дал задание, наказал один, второй не должен этого отменять. При спорных моментах лучше наедине обсудить возникший вопрос и договориться.
В противном случае родители занижают собственный авторитет и сами воспитывают противоречивое отношение к себе. В дальнейшем это скажется на уважении к ним и их мнению.
Обучайте этикету
Этикет – это правила поведения людей в обществе, которые существовали уже с древних времен.
Обращаться на «Вы», уступать место, отрывать дверь, уважать старших, манеры поведения за столом, в гостях — это только немногое из правил хорошего тона. Они очень важны для формирования личности.
Обучайте им с детства и со временем получите свои дивиденды. Ребенок научиться вести себя в обществе, знакомиться и ладить с людьми, будет уверенным в себе человеком, с которым приятно общаться и хочется дружить. А вы увидите в своем дитя вежливого, культурного и успешного человека.
Будьте примером
Показывайте на собственном примере как нужно вежливо и уважительно относиться к людям. Это намного ускорит обучение этикету. Дети будут видеть ваш стиль поведения, и копировать его.
Научите говорить «спасибо» и «пожалуйста». Говорите это сами, официанту в кафе, продавцу мороженного. Пусть они за вами повторяют.
Научите извиняться, если толкнул или наступил кому-то на ногу. Не обсуждайте в их присутствии своих родственников, друзей, окружающих. Объясняйте, что им этого делать тоже нельзя, тем более обсуждать старших.
Уступайте место в общественном транспорте или очереди пожилым людям. Поясняйте, что нужно уважать взрослых.
Показывайте на личном примере то, что хотите получить от воспитанника. Будьте хорошим примером.
Труд и забота
Поручите своему сыну или дочери несколько дел по дому. Это может быть уход за животными, уборка, мытье посуды, поливка цветов и т.п. Так они научатся не только содержать дом в порядке, но беречь труд других.
Просите их оказывать вам посильную помощь в различных делах. Поощряйте их инициативу в этом. Разрешайте самим браться за работу. Пусть это станет их обязанностью. Таким образом, вы не только уменьшите свой список дел, но и воспитаете в детях заботу и ответственность перед вами.
Проведите границу
Рассмотрим следующую ситуацию.
Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?
Что же здесь не так?
При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет.
В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.
Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.
Не переусердствуйте
Используя описанные выше рекомендации, важно иметь чувство меры. Воспитание — дело тонкое. И здесь не нужно доходить до крайности.
Необходимо быть строгими и в то же время любящими, наказывать – но не бить и не оскорблять, давать задания, которые только по силам, слушать и уметь договариваться.
Будьте серьезными воспитателями, но не забывайте что это дети. Детство дано человеку один раз, оно должно быть интересным и веселым, а не тяжелым и печальным. Ребенок будет вам только благодарен и будет уважать. Вы воспитаете в нем успешную и сильную личность, сможете им годиться, и опереться в трудную минуту.
Внеурочная деятельность
2
Забота о старших
создать условия воспитания любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Образовательные:
-формировать представления о семье, о родственных отношениях, о семейных обязанностях, традициях, реликвиях, профессиях.
Развивающие:
-развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям; понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членов семьи; желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии.
— проектор
— компьютер
— презентация
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Садитесь. Спина прямая, ноги под углом 90 градусов, руки полочкой на парте. Я надеюсь, что сегодня вы будете внимательными и активными!
Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать
1. В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете…
(появляется слайд с фото мамы)
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
Если упадешь, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
(слайд с фото папы)
3. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой …(Бабушки)
(слайд)
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый …(Дед)
(слайд)
Каким словом можно объединить все эти слова?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
— Правильно, сегодня мы будем говорить о семье, о самых дорогих и близких нам людях.
-Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья.
— Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное они родные друг другу.
Какая тема наше нашего занятия?
Кто сможет сформулировать цель?
Научиться заботиться о старших и близких людях
Сказка-притча
В далекие времена, а может и не очень далекие, жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.
–Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
–Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
–Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.
Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.
Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
–Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
–Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
–Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.
Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.
Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)
-Почему их отношение к дедушке изменилось?
-Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно.
— Ребята, мы сегодня познакомились с интересными произведениями. Научили ли они вас чему-то?
— Что вы поняли?
Работа в парах
-Давайте сейчас попробуем составить правила, как можно и нужно заботиться о старших.
Работаем в парах.
У вас на партах лежат листочки. Прочитайте и подумайте, какие правила мы можем взять для составление нашей памятки.
— Часто навещать.
— Приглашать к себе в гости.
— Поздравлять с праздниками.
— Помогать по хозяйству.
— Говорить приятные и добрые слова.
— Беседовать с ними о чём- то хорошем.
— Делать
Вот такая памятка у нас получилась. Я надеюсь, вы запомните эти правила и почаще будете ими пользоваться в своих семьях. Эти памятки я хочу вам подарить в память о нашем уроке. Я думаю, они вам пригодятся.
–Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра – близких и родных людей.
Предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии.
Если вам понравился классный час, вам было интересно, у вас не возникло каких-либо трудностей – нажмите круг
А если вам было трудно, не интересно – треугольник
-Спасибо за занятие. До свидания!
классный урок, лучший пример из всех прочитанных сайтов.
Если сами взрослые уважают своих родителей, то и ребёнок уважать своих тоже будет. Так что всё строится на том что нужно подавать правильный пример. А для нервной системы, правильной работы мозга конечно ребёнка нужно подпитывать полезными жирами. Мы вот сами любим бэби формулу омега-3 (рыбки). И ребёнку вкусно, и качество здесь просто супер.
Советы действительно актуальные и полезные, спасибо. Также на поведение ребёнка влияет в принципе состояние его нервной системы, поэтому давать курсами витамины группы B точно лишним не будет. Мы полюбили ВитаМишки мульти с ними в составе. Очень хороший вариант американского качества.